Доклад начальника отдела правового и кадрового обеспечения Департамента ветеринарии Ульяновской области Замалтдинова Р. Р. по результатам деятельности отдела за 2012 год
Основными задачами Отдела являются организация юридического и кадрового сопровождения деятельности Департамента; организация делопроизводства, работы с обращениями граждан, а также обеспечение деятельности Департамента в сфере борьбы с коррупцией.
За 2012 год отделом подготовлено 4 проекта нормативно-правовых актов Губернатора и Правительства Ульяновской области, 3 из которых имеют очень большое значение для государственной ветеринарной службы Ульяновской области:
1. Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.04.2012 № 171-П утверждён Порядок организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Ульяновской области. Данным порядком регламентируются цели, предмет государственного ветеринарного надзора, определены лица, осуществляющие надзор, их права и обязанности.
2. Постановлением Правительства Ульяновской области 10.08.2012 № 380-П утверждён Порядок организации и проведения мероприятий по отчуждению животных и изъятию продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Ульяновской области и Порядок расходования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства. Указанный документ регламентирует определяет механизм организации мероприятий по отчуждению животных и изъятию продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также предотвращения распространения возбудителей заразных и иных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, на территории Ульяновской области. Также данным постановлением определяется механизм возмещения ущерба, понесённого гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Ульяновской области.
3. Разработана и утверждена постановлением Правительства Ульяновской области 14.05.2012 № 22/223-П областная целевая программа «Развитие Государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2013 - 2017 годах», которая стала результатом совместного труда специалистов Департамента ветеринарии и учёных УГСХА имени П.А.Столыпина.
В Программе предусмотрены кардинально новые направления деятельности и развития государственной ветеринарной службы Ульяновской области, изложены основные задачи государственной ветеринарной службы Ульяновской области и пути их решения по защите здоровья животных от особо опасных и заразных болезней, повышению безопасности и качества продукции животного происхождения, реализуемой на продовольственном рынке Ульяновской области, защите жизни и здоровья человека от болезней животных и опасной пищевой продукции.
В Программе представлено обоснование соответствия решаемых проблем приоритетам развития Ульяновской области на среднесрочную перспективу. Даны обоснования по решению проблем программно-целевым методом и указаны возможные риски без его применения. Проект предусматривает возможные варианты решения обозначенных вопросов, а также дана оценка, как преимуществ, так и возможных негативных последствий. Разработаны основные целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации предлагаемой к рассмотрению областной целевой программы, а также разработаны основные направления программных мероприятий.
Реорганизация областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии Ульяновской области
В рамках реализации распоряжения Правительства Ульяновской области от 22.08.2012 № 688-р «О реорганизации областных государственных учреждений ветеринарии Ульяновской области» в целях оптимизации деятельности государственной ветеринарной службы Ульяновской области, проведена реорганизация ОГБУ «Чердаклинская районная станция по борьбе с болезнями животных» путём присоединения к нему ОГБУ «Старомайнская районная станция по борьбе с болезнями животных». Также путём реорганизации были созданы не имеющие аналогов в Приволжском федеральном округе по оснащению «Мелекесский центр ветеринарной медицины имени С.Г.Дырченкова» и «Симбирский центр ветеринарной медицины».
Деятельность в сфере противодействия коррупции
В 2012 году в Департаменте ветеринарии Ульяновской области утверждена ведомственная целевая программа противодействия коррупции.
Мероприятия указанной программы направлены на выявление и ликвидацию зон повышенного коррупционного риска, совершенствование кадровой политики и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих Департамента и урегулированию конфликтов интересов, а также обеспечение неотвратимости ответственности должностных лиц Департамента за совершение коррупционных правонарушений.
В отделе проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства, а также Департамента. По результатам проведённых экспертиз коррупциогенные факторы не выявлялись.
Обращения граждан
В 2012 году поступило и рассмотрено 37 обращений, в 2011 году - 35.
Основные проблемы: жестокое обращение с животными, проблемы безнадзорных животных, жалобы на неправомерные действия ветврачей. (некорректное обращение с клиентами). По результатам обращений граждан были проведены проверки, в результате которых 3 специалиста были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Судебная практика по бесхозяйным скотомогильникам
В 2011 году прошли суды по искам прокуратуры и Управления Россельхознадзора по Ульяновской области к Правительству Ульяновской области о постановке бесхозяйных мест утилизации биологических отходов в Реестр государственной собственности Ульяновской области, судами общей юрисдикции было рассмотрено 15 дел в отношении 39 объектов, из них:
1. Определения о прекращении рассмотрения дела в связи с отказом прокуратуры от иска вынесены в отношении 12 скотомогильников:
- Кузоватовский район – 6;
- Вешкаймский район – 2;
- Ульяновский район – 2;
- Майнский район – 1;
- Новоспасский район – 1.
2. Решения об обязании Правительства Ульяновской области принять меры по постановке на учёт в Реестр государственной собственности Ульяновской области вынесены в отношении 23 скотомогильников:
- Чердаклинский район – 21;
- Новоспасский район – 2.
3. Решения об обязании Правительства Ульяновской области принять меры по постановке на учёт в Реестр государственной собственности Ульяновской области и обустроить вынесены в отношении 4 скотомогильников:
- Ульяновский район – 1;
- Старомайнский район – 1;
- Радищевский район – 2.
Фактически из 27 мест захоронения биологических отходов:
- 22 скотомогильника запрещены к эксплуатации и закрыты решениями государственных ветеринарных инспекторов, которые признаны судами правомерными и имеют юридическую силу, на их территории в настоящее время допустимо строительство промышленных объектов;
- 5 сибиреязвенных захоронений законсервированы в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005-2012 годы», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 № 25/240-П «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005 - 2012 годы», они соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469, согласованным с заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированным Минюстом России 05.01.1996, № 1005.
31 октября 2012 года под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области А.И.Якунина было проведено совещания по вопросу исполнения решений судов в отношении вышеуказанных скотомогильников. Результатом совещания стало создание рабочей группы по проведению дополнительной инвентаризации бесхозяйных скотомогильников, председателем рабочей группы назначена Директор Департамента ветеринарии Н.И.Пелевина.
В ноябре 2012 года рабочей группой произведена инвентаризация всех бесхозяйных скотомогильников, были составлены акты инвентаризации, подтверждающие фактическое отсутствие скотомогильников.
Результатам всех обозначенных действий стало направление Ульяновским областным судом судебного требования в УФССП России по Ульяновской области о вынесении постановления о невозможности исполнения судебного решения по основаниям пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
Указанный результат достигнут в первую очередь благодаря принципиальной позиции ветеринарной службы Ульяновской области, которая поддержана Первым заместителем Председателя Правительства Ульяновской области А.И.Якуниным.
Таким образом, в результате деятельности отдела по юридическому сопровождению госветслужбы выявляются как сильные стороны службы и укрепление полномочий, так и недостатки в работе, которые в будущем должны быть подвергнуты анализу и устранены.
Задачи на 2013 год.
Разработка нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Ульяновской области (в январе были разработаны и находятся в настоящее время в работе следующие проекты НПА:
- изменения в Порядок отлова безнадзорных домашних животных;
- изменения в Положение о Департаменте ветеринарии Ульяновской области,
- изменения в Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года № 158-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных».
В 2013 году в Департаменте ветеринарии будет сформирован кадровый резерв, а также резерв управленческих кадров.
Анализ реализации администрациями муниципальных районов и городских округов Ульяновской области переданных государственных полномочий Ульяновской области в сфере организации отлова безнадзорных домашних животных
В настоящее время отлов безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области организован путём передачи государственных полномочий от региона на уровень муниципалитета. Согласно Закону Ульяновской области от 7 октября 2010 года № 158-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных» Ульяновская область наделяет администрации муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями на неограниченный срок. Финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период в виде субвенций, которые предоставляются бюджетам городских округов и муниципальных районов Ульяновской области из областного бюджета Ульяновской области.
Порядок отлова безнадзорных домашних животных утверждён постановлением Правительства Ульяновской области от 28.12.2010 № 467-П «Об утверждении Порядка отлова безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области» (далее - Порядок). Названный Порядок направлен на:
- изоляцию животных, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей;
- обеспечение комплекса мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний и предотвращение укусов людей и животных.
Из этого следуют и случаи, при которых осуществляется отлов:
- при введении карантинных мероприятий;
- при регистрации фактов нападения животных и укусов ими людей. В этих случаях пострадавшим лицам оказывается профилактическая иммунизация – то есть люди попадают в группу риска заражения бешенством. А к животным в таких случаях применяется федеральное законодательство, которое гласит, что подозрительные по заболеванию бешенством и агрессивные животных подлежат умерщвлению. Контакт с человеком запрещён!
И, конечно, согласно с требованиями постановления Правительства Ульяновской области от 28 декабря 2010 года № 467-П «Об утверждении порядка отлова безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области», которое утверждёно на региональном уровне и не дублирует требования федерального законодательства.
Порядком достаточно чётко регламентирована процедура организации отлова безнадзорных домашних животных, в частности очерчен круг лиц, осуществляющих отлов, указаны требования к бригадам по отлову, а также указаны сроки информирования граждан о начале периода отлова.
Однако, несмотря на строгую регламентацию осуществления полномочий в сфере организации отлова, указанные полномочия исполняются не в полном объёме. Так за 2012 год в областной бюджет Ульяновской области было возвращено более 3 млн. рублей, которые должны были быть использованы для осуществления переданных государственных полномочий.
Кроме того по результатам проведенных проверок исполнения переданных государственных полномочий Департаментом ветеринарии Ульяновской области выявлены следующие типичные нарушения:
- отсутствие регистрации заявок на осуществление отлова безнадзорных животных;
- не производится информирование населения (не менее чем за 3 дня) о начале и периоде действия мероприятий по отлову животных через средства массовой информации;
- отсутствие графиков отлова безнадзорных животных, который должен формироваться по заявкам организаций и граждан.
- отсутствует расчёт затрат на отлов 1 животного;
- отсутствует контроль за бригадами по отлову со стороны местной администрации
Вместе с тем нельзя не отметить те муниципальные районы, осуществление полномочий в сфере организации отлова в которых ведётся на должном уровне. Среди них Тереньгульский, Чердаклинский и Старомайнский районы.